О нашем центре
КГУ «Реабилитационный центр»
управления образования акимата ЖО
Немного истории о создании Реабилитационного центра.Постановлением Акима области К. Бозымбаева № 58 от 25 февраля 2010 года, в целях реализации Законов Республики Казахстан «О защите инвалидов в РК», «О социальной и медико-педагогической коррекционной поддержке детей с ограниченными возможностями», действующий с 2006 года ГУ «Кабинет психолого-педагогической коррекции города Тараза» был переименован в КГУ «Реабилитационный центр» управления образования акимата Жамбылской области».
Реабилитационный центр(далее – РЦ)– это специальная коррекционная организация образования, целью деятельности которой является оказание различных видов комплексной коррекционной помощи детям с проблемами в развитии за счет присутствия в организации следующих специалистов: олигофренопедагоги, сурдопедагоги, логопеды, психологи, массажист, врач-невропатолог, врач-психиатр. Тем самым исключаются дополнительные финансовые и временные затраты родителей на посещение других учреждений в поисках нужного специалиста.
С сентября 2016 года по многочисленным просьбам родителей детей дошкольников при содействии акимата Жамбылской области в РЦ открылись группы дневного пребывания.
Основные направления:
· Педагогическая и психологическая диагностика и обследование детей.
· Педагогическая и психологическая коррекция детей.
· Педагогическое и психологическое консультирование родителей, детей с особыми образовательными потребностями.
Коррекционно-развивающее обучение детей с особыми образовательными потребностями в РЦ проводятся по трем формам обучения:
· индивидуальная;
· подгрупповая;
· групповая.
Комплектование групп осуществляется на основании решения ПМПконсилиумаРЦ с учётом психофизического нарушения, имеющегося у ребёнка, его возрастных и индивидуальных особенностей. В группы принимаются дети с 4до 6 лет.
Наполняемость группы дневного пребывания, как правило, от 6 до 10 детей. Количество детей в группе зависит от возраста и степени выраженности нарушений.
В группы дневного пребывания принимаются дети со следующими нарушениями психофизического развития:
дети с нарушениями интеллекта;
дети с тяжелыми нарушениями речи;
дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата;
дети с задержкой психического развития.
Все специалисты групп дневного отделения объединены одной целью – социализация детей к жизни в современном обществе. Наша позиция – взаимное доверие между специалистами центра и родителями.
На кратковременное пребывание принимаются дети с нарушениями психофизического развития от 6 до 18 лет. Цель деятельности групп – формирование способов усвоения детьми и подростками социального опыта взаимодействия с людьми и предметами окружающей действительности, преодоление, предупреждение и коррекция у детей отклонений в развитии их познавательной сферы, поведения и личности в целом; оказание психолого-педагогической помощи их родителям.
В группах кратковременного пребывания созданы специальные условия для обеспечения чувства защищённости у детей с особыми образовательными потребностями. Педагоги создают атмосферу психологического комфорта, формируют навыки адаптивного поведения и познавательную активность ребенка.
Все специалисты Центра – дефектологи, психологи, логопеды, социальные педагоги,музыкальный руководитель, инструктор лечебной физкультуры разрабатывают индивидуальную развивающую программу (ИРП), которые позволяют прослеживать динамику развития в процессе коррекции и обучения. Каждый специалист проводит обследование, которое направлено на выявление актуального уровня развития ребёнка и зоны его ближайшего развития (это способность самостоятельно выполнять задание, а также выполнение заданий с помощью взрослого). При дальнейшем обследовании выявляется уровень психофизического развития ребенка, уровень развития речи, запас общих представлений и навыков. Все специалисты Центра работают в тесном контакте друг с другом.
В каждой группе работает педагог-психолог. Главная задача психолога на группе – создание благоприятного климата в группе, своевременное разрешения конфликтных ситуаций, снятие эмоционального напряжения. Он изучает особенности эмоционально-личностного развития каждого ребенка, составляет индивидуальные коррекционно – развивающие программы обучения и воспитания ребёнка. В группе проводит занятия по игротерапии, сюжетно-ролевые и коррекционно-развивающие игры. С детьми, имеющими эмоциональные, поведенческие особенности проводит индивидуальные занятия. Работает в тесном контакте с родителями, консультирует их по вопросам воспитания в семье, соблюдения единых требований к ребёнку.
Основным специалистом, проводящим коррекционно-педагогическую работу в группе, является дефектолог (олигофренопедагог, сурдопедагог). Он изучает детей, разрабатывает индивидуальные программы обучения, проводит индивидуальные коррекционные занятия с детьми, консультирует родителей по вопросам обучения ребёнка в домашних условиях.
В Центре ведет учитель – логопед проводит диагностику речевого развития ребенка, выявляет нарушения в строении и подвижности органов артикуляции. Ведет коррекционную работу, направленную на преодоление речевых нарушений, на растормаживание речи у не говорящих детей. Работает над формированием правильного произношения у детей. Проводит консультации для родителей, дает рекомендации по работе с ребенком дома.
Занятия по сенсорному развитию с использованием методики М.Монтессори проводят педагог-психолог, олигофренопедагог. Эти занятия направлены на развитие у ребёнка ориентировочно-исследовательских действий, развитие мелкой моторики. В ходе занятий происходит развитие целостного восприятия - свойств и качеств предметов (формы, величины, цвета). Педагог обучает использованию предметов с точки зрения их функционального назначения.
На занятиях в кабинете Монтессори дети учатся работать с различными методиками, конструируют из бумаги, работают с мозаикой и тканью, с пластилином, с крупами, занимаются аппликацией. Учатся работать аккуратно, приучаются к трудовой деятельности. Все виды работ подбираются индивидуально с учётом умственных и физических возможностей ребёнка.
В нашем Центре педагоги на занятиях помогают детям с особыми образовательными потребностями реализовать свой творческий потенциал через различные виды изо-деятельности, арт-терапии, такие как рисование, лепка из глины происходит коррекция познавательной процессов. Дети становятся более усидчивыми, развивается память, внимание, мыслительные операции. Занятия формируют художественный вкус, эстетические чувства детей. Осваивая основные приемы лепки из глины, у детей попутно развиваются тонкие движения пальцев рук и кистей, зрительно-моторная координация.
Музыкальные занятия являются обязательным компонентом коррекционно-педагогической работы. Занятия предполагают два направления – коррекционные и развивающие. В музыкальной терапии педагогом используется музыка как эмоциональная основа для общения детей, для развития взаимодействия со сверстниками. В индивидуальной работе использует логоритмические игры и упражнения, пальчиковая гимнастика на развитие артикуляционного аппарата, фонематического слуха. Музыкальный работник работает в сотрудничестве с логопедом, использует дыхательные упражнения по рекомендации логопеда.
По методическому плану предусмотрены развлечения, праздники. Тематические праздники: «Праздник осени», «Новый год» , «8 марта», «Наурыз», «День защиты детей» и другие, проводятся при участии детей и сотрудников Центра.
Физическое воспитание детей раннего возраста с нарушениями в развитии осуществляется разными методами. Главное на занятиях по физическому воспитанию – оздоровление детей, подбор игр и упражнений, оказывающих общеукрепляющее воздействие на организм ребенка. А также осуществление своевременной коррекции двигательных нарушений. Упражнения подбираются с учетом возрастной физиологии.
На консультативные занятия принимаются дети от 1,5 до 3 лет – с мамами.
В Центре с детьми раннего возраста занимаются педагоги по показаниям. Они ведут работу по развитию социально-бытовых навыков. Работает над формированием базовых умений и навыков, культурно-гигиенических умений. Помогает детям реализовать в повседневной жизни. Педагог проводит дидактические игры с детьми. Осуществляет социально-педагогический патронаж, обучает родителей детей с особыми образовательными потребностями основам реабилитации в домашних условиях.
Контингент детей ГУ "Реабилитационный центр" управления образования акимата Жамбылской области |
|||||||
Диагноз |
2012г. |
2013г. |
2014г. |
2015г. |
2016г. |
01.01. – 11.09. 2017 год |
Итого получившие коррекционное обучение |
всего детей |
246 |
309 |
239 |
419 |
224 |
185 |
1622 |
с задержкой психического развития |
79 |
106 |
85 |
142 |
81 |
54 |
547 |
с легкой и умеренной умственной отсталостью |
2 |
5 |
5 |
13 |
7 |
12 |
44 |
с тяжелой и глубокой умственной отсталостью |
0 |
0 |
3 |
7 |
0 |
0 |
10 |
неслышащие |
0 |
6 |
0 |
0 |
0 |
0 |
6 |
слабослышащие |
15 |
18 |
17 |
23 |
13 |
14 |
100 |
слабовидящие |
3 |
2 |
2 |
2 |
0 |
0 |
9 |
с нарушениями опорно-двигательного аппарата |
48 |
74 |
84 |
145 |
75 |
51 |
477 |
с тяжелыми нарушениями речи |
94 |
89 |
32 |
62 |
28 |
31 |
336 |
с эмоционально-волевыми расстройствами |
5 |
9 |
11 |
25 |
20 |
23 |
93 |
инвалиды |
84 |
140 |
135 |
246 |
163 |
67 |
835 |
выбыло |
156 |
207 |
43 |
297 |
115 |
81 |
899 |
Направленные в другие организации образования после коррекционного обучения |
|||||||
Специальные организации образования |
|||||||
дошкольные |
15 |
17 |
7 |
23 |
7 |
4 |
73 |
школьные |
4 |
6 |
4 |
8 |
6 |
3 |
31 |
Специальные классы (группы) при организациях образования |
|||||||
дошкольные |
12 |
19 |
5 |
29 |
12 |
9 |
86 |
школьные |
7 |
9 |
6 |
34 |
8 |
5 |
69 |
Интегрированы в общеобразовательные организации |
|||||||
с коррекционно- педагогической поддержкой |
24 |
33 |
3 |
48 |
9 |
7 |
124 |
без коррекционно-педагогической поддержки |
39 |
52 |
7 |
77 |
23 |
18 |
216 |
Обучение на дому |
37 |
43 |
3 |
45 |
31 |
23 |
182 |
Др. организации в т.ч.частные, общественные |
5 |
16 |
8 |
28 |
12 |
10 |
79 |
Временно не охвачены обучением в связи с лечением в медицинских учреждениях |
13 |
12 |
0 |
5 |
7 |
2 |
39 |
Информация о деятельности реабилитационного центра
1. Контингент детей.
2. Мониторинг: Интеграция в дошкольные и школьные учреждения. Продолжение обучения в реабилитационном центре.
3. Программа 2016-2020 гг. «Аутизм победим!»
Достижения в коррекционной работе реабилитационного центра на примере детей с диагнозом: Аутизм и синдром аутизма
4. Мероприятия за 2017-2018 учебный год.
5. Наши публикации.
6. Программно-методические материалы составленные директором реабилитационного центра.
7. Материально-техническая база.
1. В РЦ за 2017 - 2018 учебный год
коррекционную помощь получили 260 детей, из них:
Всего детей
|
Задержка психического развития |
Умственная отсталость |
Нарушения опорно- двигательного аппарата |
Наруше-ния слуховой функции |
Наруше-ния речи |
Эмоцио- нально- волевые р-ва |
260
|
106 |
15 |
66 |
14 |
32 |
27 |
Таблица по диагнозам и возрастам
Диагнозы |
0-3 года |
3-7 лет |
7-18 лет |
Всего |
Всего детей |
23 |
133 |
104 |
260 |
с задержкой психического развития |
7 |
71 |
28 |
106 |
с легкой и умеренной умственной отсталостью |
0 |
0 |
9 |
9 |
с тяжелой и глубокой умственной отсталостью |
0 |
0 |
6 |
6 |
слабослышащие |
3 |
4 |
7 |
14 |
с нарушениями опорно-двигательного аппарата |
11 |
28 |
27 |
66 |
с тяжелыми нарушениями речи |
2 |
13 |
17 |
32 |
с эмоционально-волевыми расстройствами |
0 |
17 |
10 |
27 |
2. Мониторинг за 2017-2018 учебный год
Диагнозы |
Количество детей получивших коррекционно-развивающую помощь |
Всего детей |
260 |
задержка психического развития |
116 |
умственная отсталость различной степени выраженности |
3 |
глубокая умственная отсталость |
12 |
нарушения слуха |
14 |
церебральный паралич, нарушение опорно-двигательного аппарата |
66 |
тяжелые нарушения речи |
32 |
эмоционально-волевые нарушения |
17 |
Из них инвалиды |
124 |
Выпущенные дети |
114 |
Выпущенные в другие учреждения образования |
|
В специальные организации образования |
|
Дошкольные |
28 |
Школьные |
5 |
Специальные классы (группы) при организациях образования |
|
Дошкольные |
11 |
Школьные |
9 |
Интегрированы в общеобразовательные организации |
|
С коррекционно-педагогической поддержкой |
11 |
Без коррекционно-педагогической поддержки |
16 |
Обучение на дому |
26 |
Другие организации (частные, общественные) |
8 |
Таким образом, за период 2017-2018 учебный год в РЦ обслуживались 260 детей с особыми потребностями, из них 114 детей выпустились с хорошими результатами с РЦ в другие учреждения образования, продолжают получать коррекционно-развивающую помощь в РЦ – 146 детей.
3. Программа на 2016-2020 гг. «Аутизм победим!»
Достижения в коррекционно-развивающей работе реабилитационного центра на примере детей с диагнозом: Аутизм и синдром аутизма
Наш центр посещают 27 детей с диагнозом Аутизм и с диагнозом синдром Аутизма, 11 детей с Аутизмом и 16 детей с диагнозом синдром Аутизма. Из них 5 детей зачислены в группы дневного пребывания.
Дети с аутизмом характеризуются тем, что у них отсутствуют навыки коммуникации, то есть они не могут передать то, что они хотят сказать, это ведет к проблемному поведению.
В РЦ ребенка учат ориентироваться в ситуации, проводят коррекцию эмоционально-волевой сферы, корригируются проявления агрессии, страха и у детей вырабатываются более адекватные реакции на окружающий мир. Большинство детей со временем начинают частично или в целом вступать в контакт с педагогами и другими детками. Они начинают соотносить свои желания с желаниями других детей, соблюдать элементарные правила поведения.
Многие детки с аутизмом не могут себя обслуживать. В РЦ воспитатели, социальные педагоги и все остальные специалисты обучают детей навыкам самообслуживания. Например, дети с аутизмом в группах дневного и кратковременного пребывания на момент поступления имеют проблемы с приемом пищи. Некоторые из них не употребляют в пищу продукты определенного цвета (например, красного или оранжевого), есть дети, которые едят пищу только в холодном виде, а также приходят дети, которых дома кормят с ложечки. Все дети научились самостоятельно есть, были приучены к употреблению полезной и здоровой пищи. Дети по ходу коррекционного процесса в РЦ начинают частично или полностью обслуживать себя.
Отсутствие зрительного контакта при поступлении ребенка в РЦ присутствует практически у каждого ребенка. В дальнейшем ребенка учат следить зрительному сосредоточению и прослеживанию за предметами, вовлекать целостно в деятельность, вырабатывать более осознанное действие.
У детей с аутизмом затруднено использование жестов, мимики, движений тела, часто отсутствует указательный жест. Но когда ребенка удается выводить из своего мира, появляются легкие правильные эмоциональные проявления. (Вначале это просто обращение внимания, кратковременный интерес к чему-то, затем тактильные прикосновения к педагогу, как к своему человеку, может улыбнуться, возможен показ тех или иных эмоций по подражанию, более адекватно выражает недовольства какими-то действиями).
Дети, у которых отсутствовала речь, понимание речи, стали понимать и выполнять простые инструкции, реагировать на свое имя. Дети, у которых были отдельные слова, научились говорить 1-2 сложными предложениями.
Дети, у которых имелась формально нормативная речь, научились отвечать на вопросы.
В познавательной сфере есть улучшения у каждого ребенка в зависимости от уровня его развития. Многие дети научились здесь выполнять задания по словесной инструкции, различать основные и дополнительные цвета, геометрические фигуры и формы предметов, считать до 5-10-20, соотносить их с количеством предметов, решать арифметические операции на сложение и на вычитание с опорой на наглядность в пределах 5-10-20-ти. Детей научили владеть изобразительными средствами: разукрашивать, клеить, резать ножницами и т.д.
Практика нашего РЦ показала, что работая с детьми с аутизмом первые успехи видны уже через 2-3 месяца. Проводится работа с родителями в виде консультаций и тренингов. Родители наблюдая положительные результаты в развитии своего ребенка начинают активно подключаются в коррекционно-развивающий процесс.
Главное достижение реабилитационного центра – это выпуск наших детей в дошкольные и школьные общеобразовательные и специальные учреждения. С 2014 по 2017 год были выпущены 16 детей с диагнозом Аутизм и с диагнозом синдром Аутизма в школы поступили – 8 детей; в детские сады – 6 детей; 1 ребенок поступил во вспомогательную школу, 1 ребенок с детским аутизмом и глубокой умственной отсталостью в интернат для психохроников.
Мы сегодня фиксируем довольно значительный рост детей с аутичными расстройствами. К примеру, если в 2014 по 2017 год таких детей в РЦ насчитывалось 16, то только за один 2018 год центр посещают 21 ребенок.
Динамика
развития с начала коррекционной работы по сегодняшний день
· Внимание на начало года – 28%, сейчас – 49%, улучшение на 21%;
· Зрительное восприятие – 40%, сейчас – 78%, улучшение на 38%;
· Слуховое восприятие – 33%, сейчас – 62%, улучшение на 29%;
· Мышление – 34%, сейчас – 59%, улучшение на 25%;
· Вербальное общение – 40%, сейчас – 60%, улучшение на 20%;
· Невербальное общение – 20%, сейчас – 48%, улучшение на 28%;
· Мелкая моторика – 43%, сейчас – 65%, улучшение на 22%;
· Контроль тела – 32%, сейчас – 58%, улучшение на 26%.
Участники коррекционного процесса в РЦ – это дети, их родители, и специалисты с помощью совместной работы каждый день доказывают, что Аутизм – Победим.
4. Мероприятия за 2017-2018 учебный год
1) 06.09.2017 год. Круглый стол и выставка для родителей к Дню семьи на тему: «Развитие творческих способностей у детей с ЗПР»
2) 11.09.2017 год. Проведен методический совет №1 на тему: «Основные направления, целями, задачи методической работы»
3) 12.10.2017 год. Проведено родительское собрание «Наши дети» в виде игрового тренинга, с целью которого было повышение психологической компетентности родителей в воспитании и развитии эффективных навыков коммуникации с детьми.
4) 29.11.2017 год. Проведен семинар по взаимному обмену опытом на тему: «Клинико- психолого- педагогическая характеристика детей с аутизмом»
5) 25-26.12.2017 год. Проведены мероприятия – утренники «Здравствуй, Новый Год!». (в 2015, 2016 годах Новогодние утренники транслировались по местному телевидению).
6) 28.12.2017 год. Тренинг по теме: «Психологическая помощь родителям детей с аутизмом».
7) 16.01.2018 год. Проведен методический совет №2 на тему: «Работа по годовым методическим темам»
8) 22.01.2018 год. Утверждение материала для публикации в журнале «Озық сабақ».
9) Проведены в январе открытые уроки: «Ознакомление с окружающим. Одежда» Журынова М.Б., «Развитие зрительного восприятия» Саламатова А.С., «Развитие связной речи» Илеспаева А.М., «Формирование счета» Мадамарова Э.Г., «Развитие фразовой речи» Копбосынова А.С.
10) 30.01.2018 год. Семинар по обмену опытом «Психолого-педагогическая коррекционная помощь детям с аутизмом».
11) 23.02.2018 год. Получение диплома 1 степени 7 областного фестиваля «Учителя независимой страны» Кокжалбековой Ж.А.
12) Проведены в феврале открытые уроки: «Развитие слухового восприятия. Зима. Звуки д-т» Алсейтова А.Э., «Коррекционная работа в практической зоне» Кулдасынова Г.С., «Развитие слухового восприятия» Абирова Э.Д., «Снятие эмоционального напряжения» Сапарбаева А.С., «Развитие коммуникации в окружающей среде» Кокжалбекова Ж.А.
13) 28.02.2018 год. Семинар- практикум: «Развитие графо-моторных навыков у детей с особыми образовательными потребностями».
14) 05 - 07.03.2018 год. Тематические занятия к празднику 8 Марта.
15) 20.03.2018 год. Проведено мероприятие -утренник «Здравствуй, Наурыз».
16) 27.03.2018 год. Проведен методический совет №3 на тему: «Работа методических объединений».
17) 17.04.2018 год. Семинар по обмену опытом на тему: «Работа с родителями детей с аутизмом».
18) 27.04.2018 год. Областной семинар по теме: «Психолого-педагогическая коррекционная помощь детям с аутизмом»
19) Проведены в апреле открытые уроки: «Сказкотерапия» Жевницкая Л.А., «Привитие культурно-гигиенических навыков у детей» Кундызбаева Р.А., «Ознакомление с явлениями природы» Сухова С.О., «Развитие графо-моторных навыков у детей» Бектурганова А.А., «Развитие игровой деятельности» Жандыбаева А.П.
20) 22.05.2018 год. Проведен методический совет №4 на тему: «Отчет по методической работе и методических объединений за 2017 -2018 год».
21) 01.06.2018 год. Проведен праздник к Дню защиты детей «Веселые старты».
5. Наши публикации 2015-2018 гг.
1) Байтуганова Л.Ш. – директор РЦ, статья «Реабилитационный центр – это наша большая семья» газета « Знамя труда»№66 (18083) 16 июня 2015 год.
2) Абирова Э.Д. – сурдопедагог, мақала «Бастауыш сыныптарда мүмкіндігі шектеулі балалармен жұмыс» Жамбыл облыстық ғылыми-әдістемелік журнал «Өрлеу», Ақпан 2016 жыл.
3) Жевницкая Л.А.- музыкальный руководитель, статья «Музыкальное воспитание детей с аутизмом» «Білім шырағы» газет №4 (5) 15 сәуір 2016 жыл.
4) Утегалиева Л.Т.-әдіскер, Кулдасынова Г.С.- педагог-психолог, мақала «Ақыл – ойында бұзылысы бар балалардың ойын әрекетін қалыптастыру сабақтарын өткізу әдістемесі»газета «Учитель - лидер», № 2, 28 ақпан 2017 жыл.
5) Сапарбаева А.С. – педагог-психолог, мақала «Сенсорлық бөлме дегеніміз не?» мақала «Еңбекші» газет № 5 (35) 17 наурыз 2017 жыл.
6) Байтуганова Л.Ш. – директор РЦ, мақала «Бүлдіршіндерді тұлға ретінде тәрбиелеу» Жамбыл облыстық ғылыми-әдістемелік журнал «Озық сабақ» №2 (40) қосымшасы. Ақпан, 2018 жыл.
7) Бабаева Л.И.- зам.директора РЦ, статья«Логоритмика для детей с диагнозом: болезнь Дауна» Жамбыл облыстық ғылыми-әдістемелік журнал «Озық сабақ» №2 (40) қосымшасы. Ақпан, 2018 жыл.
8) Кулдасынова Г.С.- педагог-психолог, мақала «Сергіту сәтінің маңызы» Жамбыл облыстық ғылыми-әдістемелік журнал «Озық сабақ», №2 (40) қосымшасы. Ақпан, 2018 жыл.
9) Илеспаева А.М.- мұгалім-логопед, мақала«Церебралды сал ауруы бар балалардың байланыстырыш сөйлеу тілін дамыту» Жамбыл облыстық ғылыми-әдістемелік журнал «Озық сабақ», №2 (40) қосымшасы. Ақпан, 2018 жыл.
10) Сапарбаева А.С. – педагог-психолог,«Аутист балалардың ата- нанларына психологиялық қолдау көрсету»Жамбыл облыстық ғылыми-әдістемелік журнал «Озық сабақ», №2 (40) қосымшасы. Ақпан, 2018 жыл.
11) Мадамарова Э.Г.- олигофренопедагог,мақала«БЦС балалардың ұсақ қол моторикасын құрастыру арқылы дамыту»Жамбыл облыстық ғылыми-әдістемелік журнал «Озық сабақ», №2 (40) қосымшасы. Ақпан, 2018 жыл.
12) Көкжалбекова Ж.Ә. - педагог-психолог, мақала «Мамандықтар» Жамбыл облыстық ғылыми-әдістемелік журнал «Озық сабақ», №2 (40) қосымшасы. Ақпан, 2018 жыл
13) Журынова М.Б. – олигофренопедагог, мақала«Ақыл – ойының дамуында кемістігі бар балалардың ұсақ моторика дағдыларын дамыту бойынша ойындар мен жаттығулар жүйесі»Жамбыл облыстық ғылыми-әдістемелік журнал «Озық сабақ», №2 (40) қосымшасы. Ақпан, 2018 жыл.
14) Бектурганова А.А. – воспитатель, статья «Одуванчики-цветы, словно солнышко желты» Жамбыл облыстық ғылыми-әдістемелік журнал «Озық сабақ», №2 (40) қосымшасы. Ақпан, 2018 жыл.
15) Әлсейтова А.Е.- сурдопедагог, статья «Влияние дидактических игр на развитие слухового восприятия детей с кохлеарным имплантом»Жамбыл облыстық ғылыми-әдістемелік журнал «Озық сабақ», №2 (40) қосымшасы. Ақпан, 2018 жыл.
16) Утегалиева Л.Т.-әдіскер, статья «Консультирование родителей гиперактивного ребенка» Жамбыл облыстық ғылыми-әдістемелік журнал «Озық сабақ», №2 (40) қосымшасы. Ақпан, 2018 жыл.
17) Әлсейтова А.Е.- әлеуметтік-педагог, мақала «Аутист балаларды әлеуметтік бейімдеу» Материалы международной научно-практической конференции «Современные тенденции в нравственно-духовном образовании и социализации подрастающего поколения», 2 том, Казахстан, 28 марта 2018 года.
6. Программно-методические материалы составленные
директором реабилитационного центра
В целях оказания методической помощи специалистам, с 2006 года директор Байтуганова,олигофренопедагог-логопед свысшей категорией и большим стажем работы (30 лет) в сфере специальной педагогики разрабатывает и составляет программно-методические материалы по обеспечению коррекционно-развивающего процесса в РЦ.
Разработала следующие программы по всем диагнозам и возростам в помощь молодым специалистам РЦ для составления индивидуально-развивающей программы(эти программы являются методическим пособием для молодых специалистов РЦ, так как программ для реабилитационных центров не выпускают, потому что в РЦ на каждого ребенкасоставляются индивидуальные развивающие программы (ИРП) персонально):
1) Программа коррекционно-развивающей работы с аутичными детьми.
2) Программа коррекционно-развивающей работы с детьми с тяжелыми нарушениями речи.
3) Программа коррекционно-развивающей работы с детьми с нарушениями интеллекта.
4) Программа коррекционно-развивающей работы для детей раннего возраста (0-3 лет).
5) Программа познавательного и сенсорного развития дошкольников.
Разработала следующие методические материалы для специалистов РЦ:
1) Коррекционно-развивающая работа с аутичными детьми. Практические упражнения и задания.
2) Развитие познавательной деятельности.
3) Приемы и упражнения по развитию фонематического слуха.
4) Бланки: Командная оценка и протоколы представления (обследования) всех специалистов для командной оценки.
Работает над творческой темой: «Коррекционно-развивающая работа с детьми с фонетико-фонематическим недоразвитием речи».
7. Материально-техническая база
Основным условием коррекционно-развивающего обучения в реабилитационном центре является оснащенность помещений техническими и компенсаторными средствами, коррекционно-развивающим оборудованием:
1) в сенсорной комнате: ковер настенный «Млечный путь», ковер напольный «Млечный путь», коврик «Топ-топ», панно «Звездное небо», панно «Кривое зеркало», музыкальное кресло, сенсорная тропа, пуфик кресло с гранулами, безопасная пузырьковая колонна, водопад, магический шар, живой огонь, панно «Бесконечность», сухой бассейн, сухой душ, лазерный проектор, зеркальный шар, комплекс светоэффектов, светильник «Релакс»; мягкие модули.
2) в кабинетах специалистов: полифункциональные мягкие игровые модульные наборы, игровые наборы, стол-ванна для игр с водой и песком, настенные зеркала, настольные игры, игрушки для развития предметной и игровой деятельности, игрушки по лексическим темам (дикие, домашние, морские животные, посуда, инструменты, утюг, пылесос, легковые автомобили, автобусы), музыкальный коврик, пирамидки, различные сортеры, рамки, строительные наборы, дидактический набор «Черепаха», прозрачный Мольберт, настенный модуль, конструкторы, куклы, сюжетные игры, кукольный театр, магический шар, игра «Веселый паровозик», магические жезлы, ширма «Театрал» с кукольным театром, манеж, диагностический и нагляно-дидактический материал (альбом для обследования, предметные, сюжетные, серийные картинки и т.д.), логопедический стол, логопедические зонды (для логопедов), компьютер с набором компьютерных развивающих игр и программ, стол «Ромашка» со стульями, детский мягкий уголок, ковры, стол регулируемый, напольное сиденье, стул для двигательной активности, стол-мольберт, переносной туалет, достаточное количество коррекционно-развивающего литературы, материала и учебных пособий разработанных зарубежными авторами и специалистами Центра «САТР».
3) в зале ЛФК: массажные коврики «Топ-топ», массажная дорожка «ГОФР» со следочками, сенсорные мячи, велотренажер, мяч батут, конструктор «Горка», брус «Пройди не упади», гимнастические палки, маты напольные, батут, массажное кресло с гранулами, ребристая дорожка, тренажеры для ходьбы (разных размеров), рамы для ходьбы (нерегулируемый, регулируемый), регулируемая рамная стойка, балансировочная доска, скутер доска, вестибулярная доска, обруч, игровой набор «Набрось колесо», игровой лабиринт, сенсорная тропа, шведская стенка, лента –гусеница, игровая труба «Перекати поле», куб арка, мягкий бордюр и многое другое.
4) Полностью оснащен кабинет Мантессори.
5) На детских площадках построены 5 детских беседок.
6)В реабилитационном центре имеются для оказания комплексной помощи следующие помещения:
- зал для проведения лечебной физкультуры;
- кабинеты для проведения групповой и индивидуальной работы (логопедический кабинет, кабинет олигофренопедагога, кабинет слухового восприятия, кабинет психолога, сенсорная комната, игровая для развития социально-бытовой ориентировки);
- помещения санитарно-гигиенического и хозяйственно-бытового обслуживания.
1. В РЦ за 2018 - 2019 учебный год
коррекционную помощь получили 312 детей, из них:
Всего детей |
Задержка психического развития |
Умственная отсталость |
Нарушения опорно- двигательного аппарата |
Нарушения слуховой функции |
Нарушения речи |
Эмоцио- нально- волевые р-ва, аутизм, РАС |
312 |
107 |
17 |
71 |
19 |
46 |
52 |
|
|
|
|
|
|
|
Таблица по диагнозам и возрастам
Диагнозы |
0-3 года |
3-7 лет |
7-18 лет |
Всего |
Всего детей |
25 |
170 |
117 |
312 |
с задержкой психического развития |
12 |
63 |
32 |
107 |
с легкой и умеренной умственной отсталостью |
0 |
0 |
13 |
13 |
с тяжелой и глубокой умственной отсталостью |
0 |
0 |
4 |
4 |
слабослышащие |
3 |
7 |
9 |
19 |
с нарушениями опорно-двигательного аппарата |
6 |
42 |
23 |
71 |
с тяжелыми нарушениями речи |
2 |
24 |
20 |
46 |
с эмоционально-волевыми расстройствами, аутизм, РАС |
2 |
34 |
16 |
52 |
2. Мониторинг за 2018-2019 учебный год
Диагнозы |
Количество детей получивших коррекционно-развивающую помощь |
Всего детей |
312 |
задержка психического развития |
107 |
умственная отсталость различной степени выраженности |
13 |
глубокая умственная отсталость |
4 |
нарушения слуха |
19 |
церебральный паралич, нарушение опорно-двигательного аппарата |
71 |
тяжелые нарушения речи |
46 |
эмоционально-волевые нарушения, аутизм, РАС |
52 |
Из них инвалиды |
127 |
Выпущенные дети |
134 |
Выпущенные в другие учреждения образования |
|
В специальные организации образования |
|
Дошкольные |
25 |
Школьные |
4 |
Специальные классы (группы) при организациях образования |
|
Дошкольные |
10 |
Школьные |
8 |
Интегрированы в общеобразовательные организации |
|
С коррекционно-педагогической поддержкой |
18 |
Без коррекционно-педагогической поддержки |
23 |
Обучение на дому |
35 |
Другие организации (частные, общественные) |
11 |
Таким образом, за период 2018-2019 учебный год в РЦ обслуживались 312 детей с особыми потребностями, из них 134ребенка выпустились с хорошими результатами с РЦ в другие учреждения образования, продолжают получать коррекционно-развивающую помощь в РЦ – 178 детей.
Показатели развития с начала коррекционной работы по сегодняшний день
- Внимание на начало года – 33%, сейчас – 51%, улучшение на 18%;
· Зрительное восприятие – 42%, сейчас – 81%, улучшение на 39%;
· Слуховое восприятие – 31%, сейчас – 61%, улучшение на 30%;
· Мышление – 39%, сейчас – 62%, улучшение на 23%;
· Вербальное общение – 42%, сейчас – 63%, улучшение на 21%;
· Невербальное общение – 19%, сейчас – 45%, улучшение на 26%;
· Мелкая моторика – 41%, сейчас – 62%, улучшение на 21%;
· Контроль тела – 34%, сейчас – 55%, улучшение на 21%.
Участники коррекционного процесса в РЦ – это дети, их родители, и специалисты с помощью совместной работы каждый день доказывают, что Аутизм – Победим.
Мероприятия за 2018-2019 учебный год
03.09.2018 год. Методический совет №1 на тему: «Основные направления, цели и задачи методической работы»
26.09.2018 год. 1) Родительское собрание. На собрании специалисты различного профиля ознакомили родителей с основными направлениями в своей работе. 2) Открытый урок: «Осень» воспитатель Сухова С.О.
16.10.2018 год. 1) Утренник: «Золотая осень»;
2) Открыты урок: «Предметы гигиены» социальный педагог Алсеитова А.Е.
15.11.2018 год. Открытый урок: «Посуда» олигофренопедагог Журынова М.Б.
22.11.2018 год. Семинар по обмену опытом на тему: «Адаптация аутистических детей к социальной среде»
07.12.2018 год. Методический совет № 2 на тему: «Пути повышения качества образования»
14.12.2018 год.Тренинг по теме: «Особенности взаимотношений с ребенком».
В декабре 2018 года проведены открытые уроки: 1) «Развитие восприятия. Овощи» педагог-психолог Кокжалбекова Ж.А., «Коррекция в сенсорной зоне» педагог-психолог Кулдасынова Г.С.
25-26.12.2017 год. 1) Утренник «Здравствуй, Новый Год!».
2) Проведены в январе открытые уроки: «Ознакомление с окружающим. Посуда» воспитатель Жандыбаева А.Б., «Ознакомление с окружающим. Зима интересная» воспитатель Несипбаева А.Т.
25.01.2019 год. Семинар по обмену опытом на тему: «Направление коррекционно – развивающей работы с детьми аутистами».
29.01.2019год. Мероприятие– «Мы против коррупции»
06.02.2019 год.Мероприятие «Мы счастливые дети» в честь открытия 4 – ой дневной группы для детей аутистов (мероприятие транслировалось по местному телевидению).
22.02.2019 год. Семинар - практикум: «Адаптация детей с особыми образовательными потребностями к социальной среде».
Февраль 2019 год. Открытые уроки: «Развитие фразовой речи. Времена года» логопед Копбосынова А.С., ««Ознакомление с окружающим. Транспорт» воспитатель Оразымбетова Н.А.
26.02.2019год. Методический совет №3 на тему: «О работе методических объединения».
06 - 07.03.2019 год. Тематические занятия к празднику 8 Марта.
19.03.2019 год. Утреник «Международный день человека с синдромом Дауна».
20.03.2018 год. Утренник «Здравствуй, Наурыз».
Март 2019 год. Открытые уроки: «Массаж при ДЦП» массажист Раимова Ф.А., «Развитие слуха и воспроизведения звука» сурдопедагог Абирова Э.Д., «Домашние животные в гостях у ребят» воспитатель Бектурганова А.А., «Сказкотерапия» музыкальный руководитель Жевницкая Л.А.
02.04.2019 год. Мероприятиедля детей и родителей «2 апреля - Всемирный день распространения информации о проблеме аутизма» (мероприятие транслировалось по местному телевидению).
26.04.2019 год. Семинар по обмену опытом на тему:«Проводение коррекционно-развивающей работы по новой технологиям с детьмис особыми образовательными потребностями».
30.04.2019 год. Мероприятие «1 Мая – День единства народа Казахстана
17.05.2019 год. Методический совет № 4 на тему: «Выполнение методической работы за учебный годи итоги методической работы».
31.05.2019 год. Утренник ко дню 1 июля – день защиты детей.
КГУ «Реабилитационный центр» управления образования акимата ЖО
ГОДОВОЙ ОТЧЕТ за период с 01.09 2019 – 01.06. 2020 год
1.Введение
Реабилитационный центр (далее – РЦ) – это специальная коррекционная организация, целью деятельности которой является оказание различных видов комплексной коррекционной помощи детям с проблемами в развитии за счет присутствия в организации следующих специалистов: олигофренопедагогов, сурдопедагогов, учителей-логопедов, педагогов-психологов, воспитателей, массажиста, инструктора ЛФК, врача-психиатра, воспитателей Тем самым исключаются дополнительные финансовые и временные затраты родителей на посещение других учреждений в поисках нужного специалиста.
Деятельность всех специалистов строится на основе взаимодействия, совместного решения ими возникающих проблем в процессе коррекционно-развивающей работы. Ни один специалист не работает с ребенком изолированно от других профессионалов. Одновременно представители разных профессий имеют исчерпывающую информацию о видах работы проводимой с ребенком и ее эффективности и могут планировать свою деятельность совместно с другими профессионалами.
Каждый поступивший ребенок проходит комплексное обследование у команды специалистов для составления командной оценки состояния психофизического развития ребенка. Специалисты выявляют и изучают проблемы ребенка с позиции своих дисциплин, т.е. каждый член команды специалистов собирает информацию по своему профилю, свои наблюдения за ребенком и совместно обсуждают направления и методы коррекционной помощи этому ребенку. Сюда входит изучение здоровья ребенка, выявление уровня развития ведущего вида деятельности, особенностей познавательной и эмоционально-личностных сфер, изучение социальной ситуации развития ребенка, речевое развитие, запас знаний и представлений.
Команда специалистов в результате совместного обсуждения проблем ребенка определяет направления коррекционно-развивающей работы, и для достижения максимальной эффективности коррекционных мероприятий составляет индивидуально-развивающую программу (ИРП).
На основании Типовых правил деятельности реабилитационных центров для детей с особыми образовательными потребностями приказа №66 от 14.02.2017 года, Стандарта государственных услуг № 174 от 08.04.2015 года на каждого ребенка разрабатывается индивидуальная развивающая программа (ИРП), основной задачей в ней является выделение приоритетных направлений коррекционной работы от 90 до 365 календарных дней. Изменение задач коррекционной работы с учетом достигнутых на предшествующем этапе результатов проводится в ходе повторных командных оценок, сроки проведения - 2 раза в год или по показаниям.
Коррекционно-развивающий и воспитательный процесс осуществляется на принципах дифференцированного и индивидуального подхода, обусловленного данными психолого-медико-педагогического и клинического изучения ребенка. Систематическое изучение особенностей речи, внимания, работоспособности детей, динамики их развития, выявления уровня знаний, возможностей и особенностей усвоения ими учебного материала проводится для определения перспективы развития развивающего процесса и выбора средств коррекционной работы.
2. Алгоритм организации коррекционно-развивающего
процесса в реабилитационном центре
Регистрация ребенка в журнале реабилитационного центра |
Первичный прием ребенка
|
Первичный осмотр ребенка врачами
|
Обследование ребенка специалистами
|
Подготовка к проведению командной оценки ПМПк
|
Проведение командной оценки ПМПк
|
Составление ИРП
|
Коррекционно-развивающая работа
|
Повторная командная оценка ПМПк
|
Мониторинг
|
Интеграция в дошкольные и школьные учреждения
|
3. Сведения о количестве детей, получающих коррекционную помощь в РЦ
РЦ оказывает коррекционную помощь, прежде всего тем детям, которые имеют тяжелые и глубокие нарушения в умственном и психическом развитии, детям, которые по различным причинам не могут получить коррекционную помощь в других специальных (коррекционных) организациях образования.
В случаях, когда в районе отсутствуют другие специальные (коррекционные) организации образования, РЦ оказывает коррекционную помощь всем категориям детей с ограниченными возможностями в развитии.
В РЦ за период с 01.09. 2019 - 01.06. 2020 год коррекционную помощь получили 297 детей. Из них:
Всего детей |
Задержка |
Умственная |
Нарушения |
Наруше-ния |
Наруше-ния |
Эмоцио- |
297 |
84 |
19 |
57 |
20 |
43 |
74 |
Контингент детей по диагнозам и возрастам
Диагнозы |
0-3 года |
3-7 лет |
7-18 лет |
Всего |
Всего детей |
39 |
149 |
109 |
297 |
с задержкой психического развития |
12 |
47 |
25 |
84 |
с легкой и умеренной умственной |
0 |
0 |
16 |
16 |
с тяжелой и глубокой умственной |
0 |
0 |
3 |
3 |
слабослышащие |
4 |
6 |
10 |
20 |
с нарушениями опорно-двигательного аппарата |
8 |
24 |
25 |
57 |
с тяжелыми нарушениями речи |
4 |
23 |
16 |
43 |
с эмоционально-волевыми расстройствами, аутизмом, РАС |
11 |
49 |
14 |
74 |
В РЦ за период с 01.09 2019 – 01.06.2020 получили коррекционно-развивающую помощь: с города Тараз – 267 детей;
с районов – 30 детей (с Жамбылского района – 23 ребенка, с Байзакского района –6 детей, с Жуалынского района – 1 ребенок).
На 1 июня 2020 года 297 детей с особыми образовательными потребностями получили коррекционную помощь
Из них:
- с проблемами в развитии в возрасте до 3-х лет - 39 детей ;
- с задержкой психического развития - 67 детей;
- с умственной отсталостью различной степени выраженности - 19 детей;
- с детским церебральным параличом и другими нарушениями опорно-двигательного аппарата - 49 детей;
- с нарушениями речи - 39 детей;
- с нарушениями слуховой функции, требующие специального обучения - 16 детей;
- с ранним детским аутизмом, РАС и другими эмоционально-волевыми расстройствами - 63 ребенка;
- с трудностями в усвоении школьных навыков (чтения, письма и счета) - 5 детей.
Коррекционно-развивающая работа детей и подростков с особыми образовательными потребностями в РЦ проводятся по формам: индивидуальная и подгрупповая кратковременного пребывания; групповая и индивидуальная дневного пребывания.
– 239 детей занимались по индивидуальной и подгрупповой форме кратковременного пребывания;
– 58 детей занимались в группах дневного пребывания.
Укомплектованы четыре дошкольные группы дневного пребывания для реабилитации и социальной адаптации детей с расстройствами аутистического спектра.
- «Ягодка» русская группа для детей с аутизмом, расстройствами аутистического спектра и другими эмоционально-волевыми расстройствами -6 детей;
- «Күншуак» казахская группа для детей с аутизмом, расстройствами аутистического спектра и другими эмоционально-волевыми расстройствами -6 детей;
- «Балапан» казахская группа для детей с аутизмом, расстройствами аутистического спектра и другими эмоционально-волевыми расстройствами -6 детей;
- «Айналайын» казахская группа для детей с аутизмом, расстройствами аутистического спектра и другими эмоционально-волевыми расстройствами -6 детей.
Коррекционно-развивающая работа в РЦ проводится на двух языках (государственном и русском) и определяется индивидуальными возможностями ребенка, языком общения.
Продолжительность учебной недели 5 дней.
4. Динамика детей с особыми образовательными потребностями
на 1 июня 2020 года
Месяц |
Количество детей |
Поступило |
Всего |
Получили коррекционно- развивающую помощь |
Сентябрь 2019 год |
173 |
42 |
215 |
58 |
Октябрь 2019 год |
157 |
30 |
187 |
29 |
Ноябрь 2019 год |
158 |
15 |
173 |
12 |
Декабрь 2019 год |
161 |
3 |
164 |
13 |
Январь 2020 год |
151 |
19 |
170 |
9 |
Февраль 2020 год |
161 |
10 |
171 |
13 |
Март 2020 год |
158 |
3 |
161 |
8 |
Апрель 2020 год |
153 |
0 |
153 |
0 |
Май 2020 год |
153 |
2 |
155 |
30 |
Июнь 2020 год |
125 |
|
|
|
Всего |
125 |
|
|
|
5. Мониторинг за период с 01.09. 2019 – 01.06. 2020 год
Диагнозы |
Количество детей получивших коррекционно-развивающую помощь |
Всего детей |
297 |
задержка психического развития |
84 |
умственная отсталость легкая и умеренная |
16 |
глубокая умственная отсталость |
3 |
нарушение слуха |
20 |
церебральный паралич, нарушение опорно-двигательного аппарата |
57 |
тяжелые нарушения речи |
43 |
эмоционально-волевые расстройства, аутизм, РАС |
74 |
Из них инвалиды |
155 |
Выпущенные дети |
172 |
Выпущенные в другие учреждения образования
В специальные организации образования |
|
Дошкольные |
5 |
Школьные |
1 |
Специальные классы (группы) при организациях образования |
|
Дошкольные |
6 |
Школьные |
1 |
Интегрированы в общеобразовательные организации |
|
С коррекционно-педагогической поддержкой |
26 |
Без коррекционно-педагогической поддержки |
51 |
Обучение на дому |
39 |
Другие организации (частные, общественные) |
43 |
Таким образом, за период с 01.09. 2019 – 01.06. 2020 год в РЦ обслуживались 297 детей с особыми образовательными потребностями, из них 172 ребенка выпустились с хорошими результатами с РЦ в другие учреждения образования, продолжают получать коррекционно-развивающую помощь в РЦ - 125 детей.
Директор Байтуганова Л.Ш.
Исполнитель: Бабаева Л.И.
Тел: 961908. Факс: 961981