29/04/2025  Вторник
Коммунальное государственное учреждение

Реабилитационный центр

управления образования акимата Жамбылской области
Республика Казахстан, город Тараз, улица Сагындыкова, 7.

Добро пожаловать!

Цель создания нашего Центра заключается в том, чтобы оказывать необходимую помощь детям с различными нарушениями в развитии и их семьям.

Наш Центр - это наша большая семья. Семья - самое главное в жизни для каждого из нас.

Семья - это близкие и родные люди, те, кого мы любим, с кого берем пример, о ком заботимся, кому желаем добра и счастья. Именно в семье мы учимся любви, ответственности, заботе и уважению.

В Центр принимаются дети со следующими нарушениями психофизического развития:

с умственной отсталостью (легкая, умеренная степень);
с тяжелыми нарушениями речи;
с детским церебральным параличом и с другими нарушениями опорно-двигательного аппарата;
с нарушениями слуха;
с эмоционально-волевыми расстройствами;
с задержкой психического развития органического генеза.


Свою деятельность реабилитационный центр осуществляет на основании Приказа министра образования и науки Республики Казахстан

от 14 февраля 2017 года №66«Об утверждении Типовых правил деятельности видов специальных организаций образования», приложение 8 «Типовые правила деятельности реабилитационных центров».

Реабилитационный центр(далее – РЦ)– это единственная специальная коррекционная организация образования, целью деятельности которой является оказание комплексной коррекционной помощи детям, которые имеют тяжелые и глубокие нарушения в умственном, речевом и психическом развитии, это дети со следующими диагнозами:

- умственная отсталость выраженной степени;

- детский церебральный паралич и другие тяжелые нарушения опорно-двигательного аппарата;

- наследственно-дегенеративные заболевания нервной системы;

- тяжелые речевые расстройства;

- ранний детский аутизм, психические и тяжелые эмоционально-волевые расстройства.

Каждый поступивший в РЦ ребенок проходит комплексное обследование у специалистов различного профиля для составления командной оценки состояния психофизического развития ребенка. Специалисты в результате совместного обсуждения составляют на каждого ребенка индивидуальную развивающую программу (ИРП) с учетом особенностей психофизического, речевого развития, индивидуальных возможностей детей и охватывает основные сферы развития ребенка: речевую, психо-эмоциональную, моторную и самообслуживание. Коррекционно-развивающий процесс осуществляется по индивидуальной и дифференцированной форме, обусловленной данными психолого-медико-педагогического и клинического обследования ребенка.

Коррекционная помощь в РЦ оказывается следующими специалистами: олигофренопедагог, сурдопедагог, учитель-логопед, педагог-психолог, социальный педагог, инструктор физической культуры, массажист, врач-невропатолог, врач-психиатр, что тем самым исключаются дополнительные финансовые и временные затраты родителей на посещение других учреждений в поисках нужного специалиста.

На своих занятиях специалисты (олигофренопедагог, сурдопедагог, учитель-логопед, педагог-психолог, социальный педагог, инструктор физической культуры) формируют и развивают у детей элементарные навыки самообслуживания, речь, психические функции, мелкую и общую моторику, эмоционально-волевую сферу. Врачи (врач-невропатолог и врач-психиатр) наблюдают за динамикой психофизического развития. Массажист по назначению врачей проводит соответствующий по показаниям массаж.

В РЦ дети с особыми образовательными потребностями принимаются по заключению психолого-медико-педагогической консультации (далее -ПМПК) с согласия родителей (законных представителей).

Большую работу РЦ проводит с семьей, в которой воспитывается ребенок. В задачи специалистов входит:

– налаживание контакта с родителями с целью улучшения понимания родителями собственного ребенка, особенностей его развития; проводят консультативную работу с родителями, в целях их ориентировки в проблемах отклонений развития у ребенка, в характере того или иного дефекта и возникающих под его влиянием затруднениях в обучении и воспитании у ребенка в семье.

– привлечение внимания родителей к сильным и слабым сторонам ребенка, укрепление уверенности родителей в собственных воспитательных возможностях; обсуждают с родителями проблемы ребенка, привлекая родителей к сотрудничеству в коррекционной работе; ориентирование родителей на планомерную, последовательную, коррекционно-развивающую работу состояния своих детей; формирование оптимистических установок в отношении возможностей ребенка; обучение родителей доступным приемам коррекционной работы; учат родителей методам и приемам, которые могут использоваться в домашних условиях и способствуют успешному развитию ребенка, т.к. при участии родителей в обучении сам коррекционный процесс становится непрерывным и результатным;

– оказывают родителям психологическую поддержку и при необходимости представляет интересы родителей в других организациях.

С сентября 2016 года при содействии акимата Жамбылской области в РЦ открылись три группы дневного пребывания для дошкольников от 3 до 7 лет, которые в силу своего психофизического состояния не могут посещать дошкольные учреждения. Создание в РЦ групп дневного пребывания – это единственная возможность находится детям в детском коллективе и получать полноценную коррекционно-развивающую помощь.

В группах созданы все условия, имеются игровые комнаты для игр и занятий и спальни для отдыха и питания (завтрак, обед и ужин).

Комплектование групп осуществляется на основании решения ПМПконсилиумаРЦ с учётом психофизического нарушения, имеющегося у ребёнка, его возрастных и индивидуальных особенностей. В группы принимаются дети с 4до 6 лет.

Наполняемость группы дневного пребывания, как правило, от 6 до 10 детей. Количество детей в группе зависит от возраста и степени выраженности нарушений.

В группы дневного пребывания принимаются дети со следующими нарушениями психофизического развития:

дети с нарушениями интеллекта;

дети с тяжелыми нарушениями речи;

дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата;

дети с задержкой психического развития.

Все специалисты групп дневного пребывания объединены одной целью – социализация детей к жизни в современном обществе. Наша позиция – взаимное доверие и тесное сотрудничество между специалистами центра и родителями.

Алгоритм организации коррекционно-развивающего

процесса в реабилитационном центре

Регистрация ребенка в журнале реабилитационного центра

Первичный прием ребенка

Первичный осмотр ребенка врачами

Обследование ребенка специалистами

Подготовка к проведению командной оценкиПМПконсилиума

Проведение командной оценки ПМПконсилиума

Составление ИРП на каждого ребенка

Коррекционно-развивающая работа

Повторная командная оценка ПМПк

Мониторинг

↓                            ↓

Интеграция в дошкольные и школьные учреждения

Продолжение обучения в реабилитационном центре

 

6 февраля 2019 года на базе реабилитационного центра открылась ещё одна дошкольная группа дневного пребывания для реабилитации и адаптации детей-аутистов.

В реабилитационном центре (далее-РЦ) созданы все условия для детей-аутистов, для их реабилитации и адаптации к жизни, начать жизнь с нуля: самостоятельно кушать, одеваться, рисовать, играть, убирать и т.д.

Имеются игровая комната для игр и занятий, спальня для отдыха, и трехразовое питание. Дети по расписанию посещают индивидуальные и групповые занятия у специалистов, зал ЛФК, сенсорную комнату, комнату Монтессору.

С детьми занимаются профессионалы, владеющие самыми современными методиками коррекционно-воспититательной работы с детьми-аутистами, они ориентированы на индивидуальный подход к каждому и помогут детям-аутистам социализироваться, так как главная задача РЦ – адаптировать детей к жизни в социуме.

В центре не только ведутся занятия с детьми, но и консультации для родителей. Родители могут обращаться в центр за советами и учебными пособиями.

Перед тем как приступить к занятиям, детей тестируют, определяют особенности его развития и составляют индивидуальную развивающую программу (ИРП) на каждого ребенка.

 

Программы на которых опираются специалисты во время коррекционной работы с детьми-аутистами:

1. Коррекционная работа с детьми – аутистами и с РАС.Авторы: Эрик Шоплер, Маргарет Ланзинд, Лезли Ватерс

2. Занятия с ребенком аутистом (100 программ). Авторы: Кэтрин Морис, Джина Грин, Стивен К. Льюс.

3. Программа ТЕАССН. Автор: Розитта Зюмалла.

4. Программа «КАРОЛИНА» Авторы: Нэнси М. Джонсон – Марин, Кеннет Г. Дженс, Сюзен М. Аттермиер, Бонни Дж. Хаккер.

5. Рабочая программа по музыкальному развитию для детей с расстройствами аутистического спектра. Авторы: Н.Е. Вераксы, Т.С. Комарова, М.А. Васильева.

6. Программа коррекционных занятий для детей с ранним детским аутизмом. Автор: Горкун Юлия Викторовна.

7. Примерная программа по развитию речи детей старшего дошкольного возраста с ранним детским аутизмом. Автор: Никитина Е.Е.

8. Коррекционная программа 2016 – 2020 «Аутизм победим!» Авторы: Л.Ш. Байтуганова, Л.Т. Утегалиева.

 

Занятия с детьми аутистами проводятся по следующим методикам:

1. Методики Монтессори

2. Развитие сенсорного восприятия в Сенсорной комнате

3. АВА терапия

4. Холдинг терапия

5. РЕКСкарточки

6. Сенсорная интеграция

7. Музыка терапия

8. Методика Son – Rise

9. Игровая терапия

10. Арт терапия (музыка, живопись, движение, театр)

11. Терапия глубокого сенсорного давления или глубокого давления

12. Исследование. Двадцать семь методов коррекции аутизма с доказанной эффективностью.

13. Формирование коммуникативных навыков у детей с ранним детским аутизмом

14. Развитие коммуникативных навыков детей с аутизмом

15. Как общаться с аутистом? 15 советов на каждый день.

Методики выбираются непосредственно при работе с детьми, потому что дети необычные, их настроение переменчиво.

Моторику рук и тела развиваем с помощью рисования, лепки, аппликации и на занятиях по ЛФК и на массаже.

В процессе реабилитации дети приобретают необходимые для жизни навыки и умения: учатся самостоятельно кушать, убирать игрушки, заправлять постель и т.д. Для здорового человека это кажется пустяковым делом, а для ребенка-аутиста это крайне сложный процесс.

Что касается процесса непосредственной подготовки ребенка с аутизмом к коррекционно–воспитательному процессу, обозначим только основные ориентиры.

1. Чрезвычайно важно наладить способствующую развитию ребенка обстановку в семье. Это касается организации быта, порядка жизнедеятельности, способов общения и взаимодействия родителей с ребенком. Без соответствующих преобразований в семье как микросоциуме практически невозможно достичь устойчивых изменений в развитии ребенка.

2. Возможность аутичного ребенка пребывать в детском коллективе обусловлена соответствующим уровнем развития не столько его интеллектуальных, сколько адаптивных функций. Так, например, при подготовке детей с аутизмом к коррекционной работе в первую очередь следует уделять внимание психомоторному и социальному развитию, и только на этом фоне – формированию социальных и познавательных навыков. Лишь с появлением надежного фундамента, которым являются базовые структуры психической организации (тоническая регуляция, сенсорная интеграция, интерес к людям и чувство доверия), можно значительно облегчить состояние ребенка и достичь устойчивых положительных изменений в его целостном развитии.

Своевременная грамотная помощь ребенку с аутизмом и его семье значительно облегчает процесс его вхождения в социальное пространство.

Согласованность действий специалистов и родителей должна проявляться на каждом этапе процесса сопровождения.

 

Алгоритм коррекционного сопровождения

• оценка состояния развития ребенка всеми участниками группы сопровождения (каждый специалист оценивает по тем параметрам, в которых он компетентен); такую оценку можно выполнять с помощью специально подобранных методик, кроме того, обязательными являются наблюдение за проявлениями ребенка и фиксация его особенностей;

• систематизация данных по ребенку с целью выявления его актуальных потребностей, формулирование первоочередных целей в образовательном процессе;

• заполнение ИПР;

• создание условий оптимального коррекционно-воспитательного процесса для ребенка с аутизмом в образовательном пространстве, использовании предметно-пространственных, организационно-смысловых и социально-психологических ресурсов;

• проведение занятий с ребенком с учетом определенных целей и поставленных задач его развития;

• регулярные подготовленные встречи специалистов и родителей с обсуждением ключевых моментов процесса сопровождения;

• мониторинг динамики развития ребенка.

 

Коротко о функциональных задачах каждого из участников команды

1. Командная оценка: специалисты и воспитатели анализируют успешность процесса адаптации ребенка к условиям учебного заведения и динамику его развития.

2. Воспитатель вместе с помощником воспитателя адаптирует учебный материал и продумывает, как его лучше подавать, разрабатывает вспомогательный материал для родителей, с помощью которого они могут предварительно подготовить ребенка к занятиям, вместе с всеми другими участниками команды создает благоприятную для развития детей с аутизмом среду.

3. Помощник воспитателя помогает осуществлять организационные моменты, приобщаются к созданию условий коррекционно-воспитательного процесса для аутичного ребенка и способствуют приобретению им практики позитивного взаимодействия с детьми и педагогами при разных обстоятельствах образовательного процесса.

4. Главные задачи логопеда – способствовать развитию коммуникативно-речевых функций ребенка, использовать эффективные средства активизации его речи, формировать продуктивные модели коммуникативных ситуаций, подсказывать другим специалистам и родителям, как активизировать коммуникативно-речевые проявления ребенка (с использованием жестов, звуков/слов, карточек, фотографий и т. п.).

5. Психолог анализирует межличностные отношения ребенка в среде ровесников, а также со всеми педагогами и родителями, проводит коррекционно-развивающие занятия в микрогруппе (где кроме аутичного ребенка есть хотя бы еще один ребенок) для формирования у него социальных умений, способности учитывать присутствие другого ребенка, интересоваться им, умения адекватно реагировать на предложенные инициативы, выполнять определенные действия по очередности, инструкцию взрослого, откликаться, когда зовут, соблюдать правила поведения и т. д.

6. Олигофренопедагог занимается с ребенком с целью восстановления нарушенных функций, прежде всего – становления чувственного (сенсорного) опыта, процессов целостного восприятия. Для этого специалист последовательно работает над разноплановым представлением ребенку информации с опорой на зрительный, слуховой, тактильный, двигательный анализаторы, вводя определенные предметы в контекст ситуации, выстраивая взаимосвязи с другими предметами окружающей среды.

7. Инструктор по лечебной физкультуре работает над: развитием общей моторики (сила, ловкость, мобильность, гибкость, точность, координация движений и т.д.); нормализацией тонуса ребенка, развитием у него чувства статического и динамического равновесия; формированием способности вместе с другими детьми выполнять упражнения, участвовать в подвижных играх по правилам, планировать движения; расширять двигательный репертуар ребенка и формировать его волевые качества.

8. Музыкальный руководитель ориентирован на формирование у ребенка раскованности, пластичности, социальных функций: формирует способность участвовать в художественно-эстетических действиях вместе с другими детьми, взаимодействовать с ними на занятиях.

9. Социальный педагог строит социальное воспитание аутичных детей в зависимости от типа их поведения. Родители предоставляют социальному педагогу информацию об особенностях проявлений ребенка в семье и социуме. Педагог отрабатывает с ребенком актуальные коммуникативные модели на социально-бытовом материале, а также готовят его к новой лексической новым незнакомым заданиям.